Интегрированная система менеджмента (ИСМ) - часть системы общего менеджмента, отвечающая нормам международных стандартов и функционирующая в компании как единое целое. При этом отождествлять ИСМ с системой общего менеджмента не стоит, поскольку последняя объединяет все возможные аспекты деятельности компании. Что касается ИСМ, то она, например, не затрагивает вопросы инвестиционного и финансового менеджмента.

Главными подсистемами ИСМ считаются систему менеджмента качества (СМК) и остальные системы, такие как : системы охраны труда, экологического менеджмента, производственной безопасности, менеджмента информационной безопасности, социальной ответственности. Организационно-методической базой для создания ИСМ являются стандарты ИСО 9000.
Преимущества внедрения ИСМ на предприятии
Внедрение интегрированной системы менеджмента и ее дальнейшая сертификация дает компании ряд неоспоримых преимуществ:

повысит эффективность использования и распределения ресурсов путем снижения трат на создание;

функционирование и оценку ИСМ в сравнении с общими тратами сразу на несколько автономных систем менеджмента (снижение количества документов, предотвращение дублирования процессов);

создаст все условия для предотвращения конфликтов между системами менеджмента компании путем создания единых задач и целей;

обеспечит внутри организации согласованность действий, минимизирует разобщенность в организации, которая неизбежно возникает при разработке автономных систем менеджмента;

предоставит возможность непрерывно улучшать деятельность организации;

снизит риски менеджмента, поскольку единая система обеспечивает учет последствий всех предпринимаемых действий и возможных рисков;

повысит удовлетворенность партнеров, клиентов, инвесторов;

укрепит имидж организации;

позволит увеличить нематериальные активы;

повысит мотивацию персонала и создаст все условия для формирования единой корпоративной культуры, поскольку каждый сотрудник будет понимать, какое место в компании он занимает и как влияет на ее деятельность;

снизит расходы на аудит, поскольку в разы уменьшится число аудиторских проверок.

Этапы создания интегрированной системы менеджмента
Процесс создания ИСМ базируется на установленных международными стандартами менеджмента принципах. В качестве основных принимаются основы менеджмента качества: вовлечение персонала, системный и процессный подход, постоянное улучшение, лидерство руководителя. Модель ИСМ строится на основе стандартов ISO 9001:2015, ISO 14001:2007, OHSAS 18001. Для построения системы используется следующий алгоритм:

На первом этапе выполняется тщательный анализ вышеназванных стандартов, позволяющий определить требования относительно всех процессов, которые обязательно должны присутствовать в ИСМ.

Затем проводится анализ связей между всеми процессами (выявление потоков документации, ресурсов и информации, объединяющих процессы в единую систему).

Определение наиболее важных требований стандартов к ресурсам, процессам, документации для исключения возможного дублирования элементов ИСМ.

Оценка и создание единой системы взаимосвязей между процессами.

Проверка соответствия модели ИСМ нормам стандартов и последующее устранение всех выявленных несоответствий.

На основе данного алгоритма можно построить стандартную ИСМ, которую можно будет дополнить новыми элементами в зависимости от деятельности компании. Обычно интегрированная система менеджмента включает в себя несколько подсистем:

Управление деятельностью компании - разработка задач, целей и политики ИСМ, управление рисками, планирование и развитие системы, распределение между сотрудниками ответственности, оценка эффективности и результативности ИСМ.

Обеспечение ресурсами - управление персоналом, материальными и информационными ресурсами, инфраструктурой, производственной средой, финансами.

Изготовление продукции - создание плана жизненного цикла продукции, ее проектирование и разработка технических процессов, производство, управление документацией.

Измерение, аудит и улучшение - проверка и измерение, устранение несоответствий анализ данных, улучшение системы менеджмента.


Аудит ИСМ
Для того чтобы интегрированная система менеджмента работала эффективно, необходимо регулярно проводить ее аудит. Тщательная оценка работы системы менеджмента позволит выявить в ней проблемы, которые необходимо устранить. Все аудиты, которые проводятся в компании, могут быть внешними и внутренними. Внутренние проверки осуществляют эксперты организации. Они анализируют эффективность работы ИСМ и ее соответствия требованиям, установленным стандартами. Внешний аудит осуществляет приглашенная аудиторская компания. Решение о том, как именно проводить аудит при внедрении интегрированных систем менеджмента организация принимает самостоятельно.